О том, что информационные технологии изменили нашу жизнь, не сказал только ленивый. Мы стали иначе общаться, иначе читать и даже иначе думать. Сегодня онлайн мы проводим больше времени, чем за любым другим занятием. Столь масштабные изменения не могли не повлиять и на обучение. Ведь технологии сильно сказались на том, как мы изучаем что-то, как мы ищем новую информацию и как мы доставляем знания ученику.
В конце прошлого века в публикациях и на конференциях стало все чаще звучать словосочетание «электронное обучение» или «e-learning» — применение информационных технологий для обучения. E-learning начал развиваться одновременно в академическом и в корпоративном секторе. И если в учебных заведениях это – один из способов удовлетворения потребностей современного общества, где молодые студенты уже не видят свою жизнь без компьютера и мобильного телефона, то в корпоративном секторе e-learning – способ существенно сократить расходы на обучение в непростых экономических условиях. Правда, по мере развития оказалось, что это еще и отличная возможность повысить эффективность обучения.
Если описать e-learning самым простым языком, то работает он следующим образом. У вас есть, например, описание новой продуктовой линейки, которое должны изучить ваши продавцы (например, они работают в магазинах вашей компании по всей стране). Из описания вы делаете электронный курс, то есть некий веб-сайт со всей нужной информацией. Доступ к этому электронному курсу вы предоставляете всем сотрудникам, которым нужна информация из него, они его самостоятельно изучают, прямо на рабочем месте и в компьютерном классе. Вы видите через систему отчетности, кто прошел этот курс, как и когда. Таким образом, получается, что сотрудники получают нужные знания прямо на месте, а вы можете проконтролировать процесс обучения.
Какие преимущества вы получите от внедрения e-learning в вашей компании?
- Сокращение расходов на логистику – не нужно отправлять сотрудников на обучение в другой город, в тренинговый центр, не нужно отправлять тренеров в командировки;
- Сокращение затрат благодаря тому, что сотрудники обучаются прямо на месте, без отрыва от производства – т.е., компания несет минимальные расходы из-за простоя;
- Повышение скорости обучения – через e-learning можно одновременно обучать большое количество людей, поэтому сотрудники быстрее подготовятся к работе по новым правилам;
- Повышение прозрачности процесса обучения – это преимущество для руководителей отделов обучения и развития персонала и для руководства компании, которые сразу могут увидеть всю статистику, все показатели, все данные по проведенному обучению.
Отдельно стоит сказать и о повышении эффективности. Правильно спроектированный электронный курс может не просто передать знания, но и создать опыт. Встроенные тренажеры, симуляции и игры помогают сотрудникам прямо в курсе попробовать новые знания, потренироваться, сделать ошибки и их исправить. А уже в реальном рабочем процессе они смогут делать все правильно и аккуратно и не думать о том, как именно нужно применять полученные знания из курса на деле. Но тут есть одно условие – курсы, которые позволят реализовать это преимущество, должны быть тщательно спроектированы, с использованием методик педагогического дизайна. О нем нужно сказать несколько слов отдельно.
Педагогический дизайн – это набор методик, которые нацелены на создание учебного материала, одновременно отвечающего и потребностям компании, и потребностям слушателей. Создавая электронные курсы на основе таких методик, можно сделать обучение и интересным, и полезным. Чтобы создать эффективное электронное обучение, кроме педагогического дизайна стоит обратить внимание на две отдельные теории:
- Теория Ноулерса по обучению взрослых – основывается на четырех позициях, которые необходимо учесть при обучении взрослых людей.
- Методика Гейна о представлении учебных объектов – ученый предложил разделить каждое учебное событие на 9 элементов, которые правильно привлекут внимание слушателя и помогут ему запомнить материал.
Чем e-learning отличается от традиционного обучения?
И теории обучения взрослых, и педагогический дизайн, равно как и основные теории обучения, активно развивались и использовались задолго до появления электронного обучения. Но с развитием e-learning им стали уделять гораздо больше внимания. Это связано с рядом особенностей, которые есть у e-learning, но нет у очного обучения.
Самое очевидное – слушатель находится на расстоянии от нас. Отсюда и все тонкости проектирования электронного обучения. Когда тренер или преподаватель работает с группой в аудитории, он видит реакцию слушателей на все сказанное: на каждое слово и на каждую мысль. По глазам, по положению на стуле, по тому, записывают слушатели или что-то смотрят в мобильном телефоне. И если внимание теряется, то тренер может быстро взять ситуацию под контроль, изменить способ подачи материала, что-то пояснить, задать вопросы на понимание или сделать паузу. Слушателя электронного курса мы не видим. Он сам по себе сидит перед компьютером и сам учится. У нас нет возможности отследить, что именно ему непонятно или не нравится, нет возможности подсказать или акцентировать внимание. Поэтому в электронном курсе все должно быть очень продумано и заранее спроектировано так, чтобы из предложенного материала слушатели действительно могли получить новые знания и навыки.
В аудитории все внимание слушателей обращено к тренеру и, опять же, вниманием можно управлять. Сидя перед экраном своего компьютера, слушатель постоянно отвлекается. Ему приходят новые письма, кто-то пишет мгновенные сообщения, мимо ходят коллеги и задают вопросы. Электронный курс должен выиграть непростую борьбу за внимание слушателя и удержать его внимание на себе хотя бы в течение одного модуля (20-40 минут). Для этого необходимо не просто передавать слушателю текст и картинки, а погружать его в ситуации, максимально приближенные к реальности, тесно связанные с его текущими проблемами и задачами, с его интересами. Тогда курс будет источником нужной и важной информации и сотруднику будет интересно его изучать.
То, что мы с экрана читаем иначе, чем с бумажного носителя, всем давно очевидно. Достаточно понаблюдать за собой, и сразу станет понятно, что книгу в твердом переплете мы читаем не так, как электронный документ на экране. Поэтому рассчитывать на то, что кто-то будет читать электронный курс также внимательно, как и книгу, не стоит. Поэтому при разработке курсов нужно использовать специальные приемы, которые сделают материал более простым для восприятия и адаптируют его для чтения с экрана.
Именно эти особенности электронного обучения и потребовали от его практиков обращения к подходам педагогического дизайна и к теориям обучения. Чем более точно выверен и аккуратно спроектирован курс e-learning, тем больше отдачи от вложений в его разработку.
Как получить одобрение руководства на внедрение e-learning?
Однако прежде, чем удастся почувствовать отдачу, прежде, чем пример собственной компании можно будет опубликовать и представить на конференции со словами «У нас e-learning не просто работает, но и существенно повышает эффективность обучения», нужно получить одобрение руководства на его старт. И, несмотря на то, что электронное обучение кажется очевидно интересным и полезным инструментом, топ-менеджмент компаний далеко не всегда горит желанием выделять бюджет на новый проект.
В первую очередь это обусловлено тем, что затраты на e-learning далеко не самые скромные. А вот эффективность этих затрат сразу отследить практически невозможно. Для развития проекта нужно как минимум год, и только тогда руководство сможет увидеть, что e-learning может быть выгоднее, чем очное обучение.
Чтобы получить одобрение топ-менеджмента, стоит подготовить описание бизнес-проекта по e-learning (подробнее остановимся на этом во второй части статьи). Это подробное описание того, что планируется сделать, какие ожидать результаты и когда.
Самое важное, что почти на 100% убеждает руководство начать внедрение e-learning – демонстрация связи нового проекта со стратегией развития компании. Например, у компании в планах вывод на рынок нового продукта. Сейчас продукт находится в разработке, но уже в ближайшее время необходимо будет выводить его на рынок и продавать. То есть, одновременно нужно будет подготовить большое количество сотрудников, которые начнут продавать этот продукт. Или в вашей компании внедряется новая система документооборота или управления проектами. Очевидно, что тут изменения затронут практически каждого сотрудника. При этом компания делает серьезную ставку на изменения. Стоит показать руководству, как будет происходить обучение традиционным способом и сколько времени это займет, и как это можно сделать в электронном виде. Через e-learning почти всех сотрудников можно будет обучить одновременно, увидеть результаты и даже спрогнозировать трудности внедрения нового продукта или системы – по результатам обучения и тестирования.
Что даст e-learning кадровику?
Естественно, e-learning – это не лекарство ото всех болезней, и опасно полагать, что он может решить все задачи кадровика и специалиста по развитию персонала. Но, тем не менее, для ряда задач электронное обучение может оказаться хорошим подспорьем:
- Аттестация персонала. Здесь может быть очень полезна система тестирования, где сотрудники смогут продемонстрировать свои знания. Тестирование можно организовать очень быстро, результаты соберутся в единую сводку автоматически, затем все полученные данные можно использовать при проведении аттестации.
- Подбор сотрудников на открытые позиции. Результаты обучения и тестирования сотрудников в системе электронного обучения могут составить базу для выбора человека на новую должность (если речь идет о внутреннем перемещении). Тут можно посмотреть, кто хорошо владеет тематикой, кто проходил необходимые курсы и у кого высокие результаты тестирования.
- Прием новых сотрудников на работу. Здесь специалист по кадрам может инициировать создание электронного курса, который предоставит новому сотруднику всю необходимую информацию о работе в компании (начиная от документов, которые будут нужны для оформления в штат, заканчивая требованиями по безопасности). Это очень сильно экономит время на ввод нового сотрудника в курс дела.
- Анализ кадрового потенциала. Результаты обучения и тестирования могут стать полезной информации для принятия решений о кадровых перестановках, о том, кого и на какое обучение нужно отправлять. Также эти результаты служат основой для принятия объективных решений о кадровых изменениях, когда информацию, полученную со слов, можно также подтвердить результатами обучения.
Естественно, электронное обучение снижает общие затраты на организацию обучения персонала, особенно при территориально распределенной компании. Тут и снижение затрат на логистику, и удобство контроля, и возможность постоянно контролировать процесс обучения.
Залог успеха электронного обучения
Хороший e-learning сделать непросто. Он потребует и отдельных финансовых затрат и отдельного внимания как крупный самостоятельный проект. Несмотря на название этого вида обучения, его успех вовсе не зависит от технологий. Инструменты могут быть самыми простыми, а проект все равно будет приносить пользу. И наоборот, при самых дорогих инструментах и самых продвинутых технологиях толку от e-learning может не быть совсем и проект будет попросту убыточным.
Чтобы электронное обучение работало, нужна четкая постановка целей. В первую очередь нужно точно понять, зачем мы внедряем электронное обучение в вашей компании, какие задачи оно будет решать. Если сейчас никаких проблем с обучением нет, оно эффективно и даёт нужные результаты, а задачи снизить затраты на обучение не стоит, то, скорее всего, не стоит что-то резко менять. У проекта должна быть своя и очень понятная цель. Например:
- снижение затрат на обучение сотрудников в регионах;
- повышение скорости распространения знаний среди сотрудников;
- оперативное ознакомление сотрудников с новыми регламентами, правилами и требованиями;
- обучение на рабочем месте без отрыва от производства.
При этом важно помнить, что e-learning вполне может быть инструментом для решения одной задачи в отдельный период времени. Скажем, ваша компания внедряет новые регламенты или систему управления проектами. Чтобы не проводить масштабное и дорогое очное обучение (которое должны пройти все сотрудники или большинство), можно воспользоваться e-learning. Нужно создать курс, создать тесты, загрузить в СДО и предоставить доступ всем сотрудникам. Также можно провести и серию вебинаров, чтобы люди могли оперативно задать все важные для них вопросы. Все инструменты, которые для этого потребуются, можно не покупать, а взять в аренду, сегодня это совсем не дорого. Затем провести обучение в электронном виде. А все остальное обучение оставить так, как оно было раньше. Для новой задачи все можно повторить снова.
Вторым условием успеха, после понимания цели и задачи проекта, является четкая постановка целей каждого курса. Сотрудник, который будет самостоятельно на рабочем месте проходить обучение, должен хорошо понимать, что от него в итоге требуется, иначе курс пройдет зря. Вместе с этим правильная постановка целей помогает и при оценке эффективности обучения. Скажем, вы поставили цель курса – «ознакомиться с новыми регламентами в области обеспечения безопасности». Человек такой курс прошел, то есть, по сути – ознакомился. Но вот компании нужно не только, чтобы он их прочитал, но и чтобы начал использовать в повседневной жизни. Получается, что цель курса на самом деле – «применять новые регламенты обеспечения безопасности». А это уже совсем другое дело – потому что с такой целью в курсе должны быть и практикумы, и задачки, которые позволят применять новые знания сначала внутри курса, а потом легко перенести их в реальную жизнь. Когда цель поставлена верно, то и оценка эффективности тоже будет проходить проще. Вы сможете задать себе конкретный вопрос: «Применяют ли сотрудники новые регламенты?». И получить на него ответ, который и покажет, насколько хорошо прошло обучение.
Пора приступать!
Итак, если эта статья убедила вас в том, что e-learning в вашей компании будет полезен и может повысить эффективность обучения, то нужно начинать действовать в такой последовательности:
- Поставить цель проекта и определить основные задачи. Хорошо сформулированная цель будет для вас путеводной звездой в ходе реализации проекта, поможет оценить эффективность и не даст сбиться с пути.
- Подготовить детальное описание проекта, которое пригодится и для утверждения новой инициативы у руководства, и для постоянного контроля проекта.
- Определиться с тем, что будет входить в тестовый запуск проекта.
- Выбрать технологии, приобрести или арендовать их.
Дальше нужно будет создать первые курсы, настроить выбранные инструменты, а потом начать обучение. По результатам тестового внедрения важно внимательно изучить все результаты, потому что они очень важны для масштабирования и развития проекта, а также для формирования системы мотивации использования e-learning в компании. Также имеет смысл провести обучение людей, которые будут заниматься у вас электронным обучением, так как тонкости все-таки есть, и их знания могут помочь. И последнее – перед самым началом проекта стоит провести семинар для руководителей структурных подразделений, обрисовать им проект, показать преимущества для них и их работы – именно они будут верными союзниками при внедрении e-learning в компании.
Примерный план описания бизнес-проекта по e-learning:
1. Краткое описание
Описание текущей ситуации;
- Постановка проблемы, описание новых возможностей, анализ несоответствий.
- Данные в поддержку описания и проблемы, количественные показатели.
- Общее описания причины, по которой в предлагаете именно такое решение.
2. Финансовый анализ
Расчет ожидаемых затрат на проект — единовременные и постоянные расходы.
- Предполагаемые преимущества — здесь нужны измеримые цели, которые будут отражать потребность бизнеса и расчет ожидаемых финансовых преимуществ и период времени, когда они будут очевидны.
- Расчет возврата инвестиций.
3. Детальное описание предлагаемого решения.
4. Описание рисков и угроз проекта.
5. Перечень шагов проекта в обозримом будущем.
Подробное описание проекта помогает получить полное представление о том, что именно будет, а также – какие преимущества получит бизнес, если сделает соответствующие вложения. Но должны быть цифры – обязательно.
Основные инструменты электронного обученияВ целом, инструментом электронного обучения можно назвать практически все, что есть в интернете: любой сайт, электронную почту, форум, систему обмена документами, мгновенные сообщения и все остальное. Но для того, чтобы обучения было систематизировано и проходило в одном месте, созданы специальные системы электронного или дистанционного обучения (СДО). СДО объединяет все все основные инструменты и возможности, которые нужны для организации e-learning в компании.
В первую очередь через СДО организуется доставка электронных курсов. Подготовленный учебный материал загружается в систему, затем назначается определенным слушателям и они открывают курс внутри СДО. Самое главное достоинство такой модели доставки, по сравнению с размещением материалов просто в Интернете, заключается в возможности сбора статистики о прохождения курса – то есть вы можете посмотреть кто, когда и как изучал курс.
Вторым важным инструментом внутри СДО является автоматическая система тестирования. С ее помощью создаются банки тестовых вопросов, из которых затем можно сделать выборки вопросов для каждого сотрудника. Одновременно с этим автоматическая система тестирования позволяет собирать результаты проверки знаний, причем видеть все подробности сдачи теста сотрудником. На основе полученных результатов можно делать выводы как о уровне знаний, так и о качестве учебных материалов, а также многие другие выводы.
Внутри СДО также есть форумы и чаты. Они предназначены для общения слушателей, а также для выполнения различных самостоятельных работ. В отличии от электронного курса, который можно пройти самостоятельно, работа в форуме требует участия тренера или преподавателей. То есть, он должен задать вопрос и проверить ответы. Подобные учебные мероприятия в корпоративном обучении используются реже, чем в академическом, но, тем не менее, форум очень полезен для развития критического мышления, для обучения чему-то принципиально новому и сложному. Чат – это способ синхронного общения. Если при работе с форумом каждый участник может публиковать ответ в удобное для него время (в рамках заданных сроков), то при общении в чате все должны быть онлайн одновременно. Это снижает гибкость этого инструмента.
Одним из самых популярных на сегодняшний день инструментом электронного обучения являются вебинар или онлайн семинар. По сути, это видео или аудио конференция, где есть ведущий и есть слушатели, есть презентация, можно задавать вопросы и общаться как через чат, так и голосом. Если есть веб-камера, то ведущего также можно видеть, а некоторые системы позволяют видеть и всех участников. Вебинар удобен тем, что можно за короткое время провести обучение большого количества людей, которые находятся в разных местах. Также всегда есть возможность сделать запись вебинара, к которой смогут обратиться те, кто на вебинаре не был (или могут просмотреть ещё раз сами участники – для повторения).
Для разработки электронных курсов существуют специальные инструменты. Они могут как входить в комплект поставки СДО, так и поставляться самостоятельно. Сегодня многие компании создают простые электронные курсы самостоятельно, а сложные заказывают у подрядчика. Все инструменты для самостоятельной быстрой разработки курсов схожи с MS PowerPoint, но кроме возможностей размещения материала на слайдах, также позволяют создавать навигацию внутри курса, а также автоматически загружать созданные курсы в СДО. Для более сложных курсов (сложных в части анимации и интерактивных фрагментов) существуют специальные инструменты, но для их использования у специалиста должны быть специальные знания.
Электронные курсы – какие они бывают?
Электронный курс – это основной носитель информации в электронном обучении. С его помощью слушателям передаются учебные материалы, в нем также могут организованы практикумы, тренажеры и симуляции, а также проверка знаний. По сути, электронный курс – это книга в электронном виде. Но курс, в отличие от книги, интерактивен – он дает слушателю возможность взаимодействовать с материалом и пробовать полученные знания на практике, встроенной в систему обучения.
Существует несколько типов электронных курсов. Первый – простые курсы, которые создаются быстро и, как правило, внутри компании. Это простая последовательность слайдов, с навигационными инструментами и минимальными интерактивными фрагментами. В них могут быть слайды с тестированием и базовой практикой. Такие курсы наиболее эффективны для простых тематик обучения, которые не требуют детального объяснения, а также для информирования сотрудников. Графический ряд тут используется самый простой, главное – чтобы был аккуратный и наглядный. При разработке таких курсов в основном используются шаблоны.
Второй тип курсов – интерактивные. Они более сложные в разработке и больше всего похожи на анимационный фильм, с персонажами. В таких курсах все уникальное, создано под заказ компании с учетом и корпоративных цветов, и всех внутренних особенностей. Чаще всего такие курсы создаются по более сложным темам, где анимация и специальная графика нужна для более наглядного пояснения. Такие разработки актуальны для курсов по техническим процессам и агрегатам, по работе со сложными устройствами, то есть там, где важно моделирование процессов. Также такие курсы актуальны для адаптационных курсов для новых сотрудников. При разработке на них требуется намного больше времени (минимум 2 месяца) и чаще всего их создают специальные компании, по заказу.
Самые сложные курсы – это игры, тренажеры и симуляторы. Этот тип курсов очень близок к компьютерным играм – как по внешнему виду, так и по сложности создания. Например, можно создать игру, которая будет имитировать работу продавца в торговом зале, где к нему будут приходить клиенты с самыми разными вопросами, ему нужно будет принимать решения, отвечать и так далее. То есть это имитация реального рабочего процесса. Такие курсы стоит создавать тогда, когда очень важно отработать навыки, чтобы в реальном процессе было допущено как можно меньше ошибок. Как уже говорилось, в разработке они самые сложные, но при этом и самые эффективные, потому что они не просто передают информацию, а создают опыт, который является самым ценным в процессе обучения.
Выбор типа курса зависит от стоящей перед вами задачи обучения. Например, если тема обучения простая и большинству слушателей не составит труда ее освоить, то какой-то сложный и интерактивный курс делать не стоит. Будет вполне достаточного простого, но аккуратного и ёмкого курса. То же самое касается и материалов, которые часто актуализируются – не имеет смысла создавать по ним сложные курсы, потому что их актуализация будет занимать много времени и будет дорогой.
Если же вы создаете курсы по сложной тематике, которую непросто освоить и при этом материал не будет часто обновляться, то тут вполне можно создать сложный, интерактивный и игровой курс.
О чём нужно помнить, создавая электронный курс?
При создании любого интерактивного курса, чтобы он был по-настоящему эффективным,нужно помнить о цели курса. Какой бы курс ни был красивый и профессиональный, если у него нет четко поставленной цели, а материалы не ориентированы на достижение слушателем этой цели, эффективным он не будет.
Кроме отсутствия цели, курс можно испортить и избытком материалов в нем. Когда материалов в курсе слишком много, слушатель может не только потеряться в нем, но и не обратить внимание на главное. Курс должен быть одновременно ёмким и кратким – это повысит его эффективность.
Автор: Елена Тихомирова, генеральный директор компании «Живое обучение», основатель сообщества eLearning PRO
Источник: hr-journal.ru