Правило добровольного согласия
Прибор этот работает по очень простому принципу. В ответ на тот или иной вопрос у человека меняется частота дыхания, сердечных сокращений и прочие физиологические показатели. Эти реакции не поддаются сознательному контролю, но их может зафиксировать специальная техника.
Законодательно использование детектора лжи закреплено лишь в Японии и некоторых штатах США. Но это не мешает прибегать к тестированию на полиграфе более чем в 60 странах, в том числе и в России. Полиграфологи действуют по принципу: «Все, что не запрещено, разрешено».
В российских компаниях этот метод стали использовать около десяти лет назад. Детектор лжи, воспринимавшийся поначалу как экзотический прибор из арсенала контрразведки, постепенно вошел в обиход правоохранительных органов, а затем был принят на вооружение службами безопасности крупных коммерческих структур, а впоследствии — и небольшими фирмами.
Между тем, однозначного отношения к этой процедуре до сих пор нет даже среди руководителей компаний, работающих в сфере безопасности.
Андрей Молчанов, руководитель отдела полиграфов фирмы «Ареопаг-М»,утверждает, что, хотя и нет прописанных в законе норм проверки на полиграфе, негласно они все же существуют.
— «Например, мы придерживаемся принципа добровольности, — рассказывает Андрей Молчанов. — Каждый человек, подвергаемый тестированию на полиграфе, дает согласие в письменном виде. Никто не имеет права заставить его пройти такую проверку. Тем более что по Конституции нельзя принуждать свидетельствовать против самого себя».
— «Более того, в любой момент тестирования человек может встать и уйти, — добавляет Наталья Громова, исполнительный директор Центра психофизиологических исследований и детекции лжи. — Но все понимают, что доверие к сотруднику, отказавшемуся проходить проверку, будет подорвано. Поэтому отказы случаются чрезвычайно редко».
Ни один профессиональный полиграфолог не затрагивает вопросы религиозных убеждений, политических и расовых взглядов или сексуальной ориентации.
— «Нас такие вопросы вообще не должны интересовать! — заявляет Роман Устюжанин, директор компании «Омега Консалтинг», предоставляющей услуги по тестированию на полиграфе. — А что касается возможного нарушения неприкосновенности частной жизни, то проверку на детекторе лжи стоит заранее прописать в трудовом договоре. И если кандидат с этим условием соглашается, значит, вы никакие законы не нарушаете».
«Кот в мешке»
В украинской охранной компании «Альфа-Щит» полиграф стали применять с 1998 года. Идея внедрить тестирование на детекторе лжи появилась после ряда неприятных эпизодов. Среди охранников возникали случаи воровства, невыполнения своих обязанностей, пьянства на рабочем месте.
К услугам полиграфа компании прибегают, как правило, когда происходит какой-либо неприятный инцидент: хищение денег или утечка конфиденциальной информации. Однако некоторые руководители, не желая доводить ситуацию до катастрофы, предпочитают заранее проверять сотрудников. Так они пытаются оградить себя от воришек, наркоманов, азартных игроков, алкоголиков, сектантов и взяточников. Среди заказов на услуги полиграфолога 70-80% составляют кадровые проверки, а 20-30% — служебные расследования.
Роман Устюжанин полагает, что обязательно следует проверять на полиграфе материально ответственных лиц: финансового директора, директора отдела закупок, завскладом, бухгалтера, менеджеров по продажам. Особенно это актуально для торговых фирм, где всегда есть искушение украсть что-нибудь…
В «зону риска» входят также менеджеры сервисных фирм, которые сами выезжают к заказчикам и принимают оплату. Такая ситуация провоцирует злоупотребления.
По мнению Андрея Молчанова, тестирование на детекторе лжи актуально еще там, где работает много молодежи:
— «К сожалению, среди молодых людей все сильнее распространяется наркомания. А чтобы распознать наркомана в кандидате на вакансию, которого видишь первый раз, нужна специальная техника».
— «По нашей статистике, каждый пятый молодой человек совершал кражи в подростковом возрасте, — добавляетСергей Деликатный, начальник психологической службы украинской компании «Альфа-Щит», использующей полиграф с 1998 года. — Но выявить подобные склонности непрофессионал вряд ли сможет».
По мнению Натальи Громовой, проверять нужно по возможности всех сотрудников:
— «Новый сотрудник — это «кот в мешке». Вот простой пример. Однажды один чиновник попросил нас найти ему водителя. Каждому из кандидатов мы сообщили, что будем проверять их на полиграфе. Двое отказались сразу. В процессе тестирования других кандидатов мы получили информацию, что один сидел за угон автомобиля, а другой привлекался к уголовной ответственности за хранение наркотиков».
«Это не панацея!»
По утверждениям специалистов, полиграф позволяет зафиксировать ложь с 95-процентной точностью. Такого результата не даст ни одно психологическое тестирование или профессиональное интервью. Если на выяснение информации о кандидате у отдела безопасности может уйти не одна неделя, то полиграф способен решить эту проблему в течение одного-двух часов.
К тому же полиграф — еще и профилактика хищений и злоупотреблений. Зная, что в компании периодически проводятся такого рода проверки, служащий тысячу раз подумает, прежде чем совершить что-то неблаговидное. Роман Устюжанин рассказал, как этот прибор не только помог поймать нарушителя, но и снял подозрение с других сотрудников:
— «Однажды нам предложили протестировать группу из десяти человек. Директор подозревал, что один из них — злоумышленник, похитивший внушительную сумму денег. Все испытывали сильное напряжение. Но в ходе проверки выяснилось, что все сотрудники из этой группы невиновны. Вора нашли в другом отделе».
Однако даже специалисты, которые занимаются предоставлением подобных услуг, считают, что детектор стоит использовать далеко не всегда.
— «Думаю, что полиграф нужно применять как дополнение к другим методикам, таким как психологическое тестирование, профессиональное собеседование, испытательный срок, — считает Екатерина Румянцева из компании «Нео СТАФФ». — Многое может дать сбор рекомендаций и работа службы безопасности».
Станислав Куликов, директор рекрутингового агентства«Петро-Стимул», считает, что за использование детектора лжи компании расплачиваются снижением лояльности персонала и высокой текучестью.
— «Полиграф обостряет взаимоотношения между рядовыми сотрудниками и руководством, — поясняет Станислав Куликов. —Поэтому если вы приготовили своим подчиненным «кнут», то предложите также и «пряник», то есть то, чем вы готовы отблагодарить людей за их преданность и честность».
Операция «чистые руки»
Руководитель, заказывающий обследование сотрудников на детекторе лжи, должен сначала обозначить проблему, которую он хочет решить в ходе тестирования: либо это проверка новых сотрудников, либо профилактика работающего персонала, либо выявление злоумышленника. Затем он формулирует ряд вопросов, на которые хотел бы получить достоверные ответы. Как правило, это вопросы о криминальном прошлом кандидата, наркотической или алкогольной зависимости, связи с конкурентами. Многие руководители интересуются также психическим состоянием человека.
Вопрос, можно ли обмануть детектор лжи, беспокоит в одинаковой степени и работников, и директоров компаний. Как утверждают специалисты, погрешность зависит не от прибора, а от оператора. Полиграф лишь фиксирует реакцию человека. Задача специалиста — правильно расшифровать эту реакцию.
— «Профессионала обмануть практически невозможно. Однако достойных специалистов в России единицы, — говорит Андрей Молчанов. — Неправильно организованная подготовка сотрудников к тестированию, неграмотно составленный блок вопросов, ошибки в расшифровке результатов могут привести к серьезным последствиям: на стол директора компании ляжет недостоверная характеристика на испытуемого, которая может поставить крест на карьере, а компанию лишить ценного сотрудника».
Главная сложность проверки в том, чтобы выстроить цепь вопросов, которые приведут к истине. Как правило, вопросы состоят из блоков. Например, в компании «Альфа-Щит» это такие разделы, как вредные привычки и заболевания, нежелательные контакты и противоправные действия в прошлом, личностные особенности и истинные мотивы при поступлении на работу. Каждый блок включает несколько вопросов для выяснения того или иного факта. Иногда, чтобы выяснить даже незначительный факт из биографии испытуемого, оператор вынужден задать 15-20 уточняющих вопросов. При этом критическая реакция в ходе тестирования может возникнуть не из-за желания обмануть, а по какой-то другой причине.
— «Бывает, что у человека возникает эмоциональная реакция на вопрос о наркотиках, хотя он мог ни разу в жизни их не пробовать, — приводит пример Андрей Молчанов. — Задача полиграфолога — выявить, не связана ли эта реакция с тем, что у кандидата, например, был друг или родственник, который употреблял наркотики. А дилетант может принять такую реакцию за доказательство того, что человек — наркоман».
Другая проблема — слишком эмоциональные люди нередко категорически отказываются от проверки. Задача полиграфолога — создать благоприятную атмосферу и убедить человека пройти проверку. Сложнее обстоит дело с теми, кто принимает подобное тестирование за нарушение прав человека. Поэтому всем испытуемым необходимо сначала объяснить цель исследования и рассказать о самой процедуре проверки. Сотрудника нужно убедить, что это делается в интересах безопасности компании, в которой он работает или будет работать. Это поможет снять напряжение.
Чтобы сопротивление было преодолено, полиграфологи предлагают показывать кандидату перед тестированием примерный список вопросов. После этого уходит волнение, человек становится спокойнее.
В среднем в день специалист может проверить не более трех-четырех человек. Сама проверка длится от одного до трех часов, но в сложных случаях может затянуться и до пяти часов.
Цена вопроса
По оценкам специалистов, проверка на полиграфе снижает количество преступлений в компании в среднем на 30%, а материальных потерь — на 50%. Поэтому вопрос о том, стоит ли выкладывать деньги на подобное тестирование, нередко отпадает сам собой. Остается только выяснить — какова цена вопроса? И что выгоднее: периодически нанимать опытных полиграфологов или купить собственный детектор и взять в штат необходимого специалиста?
Детекторы американских компаний Lafayette, Stoelting, Axcitone считаются самыми дорогими: их стоимость может достигать $10 тыс. и выше. Однако российские модели «Барьер», «РИФ», «Крис» ничуть не уступают американским аналогам по качеству, а цены на них значительно ниже — от $3 тыс. до $8 тыс.
Если в компании низкая текучесть кадров и новый сотрудник приходит, например, раз в полгода, а старожилам руководство доверяет, то полиграф может стать ненужной игрушкой. В такой ситуации содержать в штате полиграфолога совершенно невыгодно, учитывая, что его зарплата в Москве в среднем составляет от $1500 и выше.
По мнению Андрея Молчанова, использование собственного детектора лжи и штатного полиграфолога оправданно в двух случаях: если каждый месяц в компанию приходят новые сотрудники или если в фирме работает более ста человек.
Небольшим компаниям логичнее прибегать к услугам фирм, профессионально занимающихся психофизиологическим тестированием. При численности персонала 50-100 человек достаточно проверять на полиграфе выборочно двух-трех работников в месяц. Тестирование одного человека будет стоить от $80 до $150. При внутренних расследованиях (в случае кражи информации или материальных средств) проверка на детекторе лжи может стоить от $100 до $300.
Руководитель легко может сам просчитать экономический эффект от использования полиграфа и решить, стоит ли игра свеч.
— «Например, в небольшом магазине, где работают два продавца, убытки составляют около 1000 рублей в день. Если эту сумму умножить на 20 рабочих дней, а потом на 6 месяцев, то ущерб за полгода может составить 120 тысяч рублей. Если проверять продавцов раз в полгода, то за тестирование на полиграфе директору придется заплатить за год всего $400. Не такая уж высокая плата за повышение безопасности и устойчивости бизнеса. К тому же если продавцы будут знать, что им периодически устраивают проверки, то воровать станет невыгодно», — делает вывод Наталья Громова.
Компания может также перейти на абонентское обслуживание. Стоимость абонемента — от $1500 до $3 тыс. в месяц. В течение этого срока специалист будет проводить как выборочные проверки, так и служебные расследования. При ежедневном тестировании абонемент позволяет сократить расходы в 2-3 раза.
Автор: Анна Сардарян, Свой бизнес
Источник: hr-life.ru