Поэтому лидером команды, в которой происходит постоянная гармонизация общих и частных целей может быть человек, ориентированный не столько на организацию взаимодействия сотрудников посредством использования своих властных полномочий, а авторитетный профессионал, подбирающий себе последователей, разделяющих его взгляды. Влияние такого лидера на своих коллег-последователей, а не подчиненных в прямом смысле слова, осуществляется по неформальным каналам — через ценностные ориентации, личностные достоинства, экспертную власть, т. е. признание лидера таковым в профессиональном плане, невербальное воздействие, умение всегда быть основным игроком команды, а не индивидуалистом по своим целям.
Таким образом, мы можем определить лидерство как специфический тип управленческого взаимодействия лидера группы и его последователей базирующийся на профессиональном сочетании различных форм воздействия на людей для достижения общих целей при помощи организации и активизации их творческих потенциалов.
Исторически отношения «лидер-последователи» возникли раньше отношений «начальник-подчиненные», так как следование с детских лет тому, что делают взрослые, подражание идеалу, кумиру в юношеском возрасте, а также добровольное принятие власти авторитета кого или чего-либо в зрелом возрасте для нас вполне естественно.
Наличие в команде лишь одного ярко выраженного лидера одновременно может резко повысить ее эффективность, но в долгосрочной перспективе привести к кризису, так как после достижения целей лидер может попытаться удержать свое влияние искусственно, навязывая остальным неприемлемые формы взаимодействия или уйти совсем, что значительно снизит ее конкурентоспособность. Поэтому, в идеале, лидер команды должен быть первым среди равных, постоянно повышать потенциал группы в целом, распределять полномочия исходя из возможностей каждого последователя и из интересов коллективного решения задач, а также уметь вовремя признавать свою неправоту. Эффективное лидерство может быть представлено в виде схемы, отражающей четыре его основных компонента.
В рамках эффективного лидерства используются следующие формы власти, направляющие поведение и деятельность сотрудников-последователей.
Экспертная власть, основанная на признании лидера авторитетом в профессиональной области, имеет узкое применение в рамках группы высококвалифицированных сотрудников и уменьшается в своем влиянии прямо пропорционально должности каждого последующего вышестоящего начальника.
Власть примера — одна из наиболее мощных по своему воздействию, так как является производной от «обожания» лидера со стороны своих последователей. Главная задача лидера. Потребность «иметь» реализуется через приобретение и приобщение к материальным благам, что соответствует повышению уровня благосостояния и комфорта при успешной работе в команде.
Потребность «быть» реализуется в командной работе, позволяющей человеку приобрести то положение в ней и тот социальный статус за ее пределами, к которому он стремится ради самоутверждения, а также для получения признания со стороны других людей. Известность, влияние, богатство и т. д. — это то, чего человеку легче достичь в рамках группы и с ее помощью, что стимулирует его деятельность в ней.
Вторичная потребность «делать» — это главная присущая каждому человеку потребность творить, выражать свою индивидуальность, что легче реализовать задействуя для этого большие потенциальные и реальные возможности команды, в состав которой ты входишь. Очень часто люди меняют команды из-за невозможности раскрыть, проявить себя в них, так как они замораживают, консервируют его способности.
Вторичные потребности «любить» и «расти» тесно взаимосвязаны, поскольку мы растем как личности и совершенствуемся в профессиональном плане только в стимулирующей среде, возникающей в коллективе, где взаимоуважение, поддержка и любовь создают для этого необходимые условия, обогащая нам внутренний духовный мир.
Таким образом, выявляя индивидуальные потребности сотрудников и привязывая их к необходимым результатам деятельности, согласовывая потребности с целью гармонизации и интеграции усилий, а также вырабатывая взаимодополняющие друг друга схемы индивидуальной и групповой мотивации, лидер способствует формированию в команде стимулирующей деятельности сотрудников среды, которая обеспечивает ей высокую мобильность и конкурентоспособность.
Отличие лидера от менеджера в организации принципиальное. Лидер ориентирует деятельность своих последователей на производство правильных, то есть нужных потребителю продуктов и услуг, а менеджер добивается того, чтобы подчиненные делали их правильно. Не каждый успешно работающий менеджер является эффективным лидером и наоборот, поскольку их существенные черты находятся в разных измерениях.
Менеджеры, как правило, организуют, контролируют работу и несут персональную ответственность за се результаты, а лидеры способствуют самореализации сотрудников, способных самоуправляться, вырабатывая общезначимые цели и вы-. страивая подходы к их достижению. Кроме того, лидер — это перспективно и нетрадиционно мыслящий человек, вдохновляющий сотрудников тем, что открывает им перспективы. В свою очередь, менеджеры зачастую пассивны по отношению к процессу выработки целей организации, будучи инструментом их достижения, в то время как лидеры вырабатывают сами и со своими последователями общезначимые цели, используя их для качественного преобразования дела и индивидуального роста работников.
Менеджеры планируют, организуют и контролируют выполнение работы, а лидеры добиваются этого же или большего при помощи определения приоритетов на основе выработки альтернатив и оптимального использования возможностей каждого члена команды.
Коммуникации менеджеров и сотрудников, как правило, строятся на основе схемы «руководитель — подчиненные», а у лидеров — на основе товарищеских отношений единомышленников, разделяющих общие цели и ценности деятельности. Таким образом, можно говорить о необходимости эволюции поведения и деятельности менеджеров в сторону лидеров, что значительно повышает степень их влияния на работников, а, следовательно, ускоряет достижение целей организации и сотрудников через удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей потребителей.
Поэтому каждый менеджер должен знать основополагающие принципы человеческих взаимоотношений, которые можно выразить с помощью ключевых слов.
Источник: jobprofy.ru