В Финляндии недавно суд приговорил председателя крупнейшего в стране телекоммуникационного оператора«Сонера» Кай-Эрика Реландера к шести месяцам заключения, правда, условно. Он обвинялся в том, что в 1997-2000 годах шпионил за своим персоналом, стараясь найти источник утечки информации из фирмы в СМИ. С этой целью организовал мониторинг электронной почты подозреваемых сотрудников, а также контроль их телефонных разговоров. За нарушение гражданских прав, охраняющих частную жизнь, суд наказал также шестерых других сотрудников этой фирмы, в том числе шефа бюро внутренней охраны.
Бизнес-сообщество вовсе не удивило финское происшествие. Как показали исследования, проведенные в крупных фирмах США, практика такой слежки чуть ли не повседневная. Быстрое технологическое развитие обернулось тем, что в компании пришла тихая разведывательная война. По одной стороне фронта — работодатели, склонные еще больше контролировать свой персонал. По другой — их сотрудники, которые, имея в своем распоряжении Интернет и электронную почту, могут, даже не подозревая этого, серьезно портить нервы своим начальникам.
Калифорнийская компания Proofpoint, специализирующаяся в обеспечении безопасности в Интернете, обследовала свыше 300 корпораций США, на каждой из которых заняты тысяча и более человек. Ассоциация American management в свою очередь изучила положение на 526 предприятиях, где трудится минимум сотня работников. Из обоих докладов вытекает одно: всюду процветает надзор за электронной почтой. В третьей части фирм есть специальные сотрудники, которые изучают содержание e-mail, исходящих от работников. Половина компаний планирует вскоре открыть такие должности. Чем крупнее предприятия, тем выше бдительность руководства. Около 40 процентов корпораций, на которых заняты 20 и более тысяч человек, признались, что имеют на сегодняшний день специалистов по мониторингу e-mail, а 32 процента намерены в ближайшее время нанять контролеров.
Следят и за тем, что творится в самих компьютерах персонала: какие интернет-страницы прочитывают сотрудники, сколько времени проводят при клавиатуре, что отправляют в архив, что содержится на твердых дисках и т.д.
Кроме того выяснилось, что в каждой пятой фирме записывают, а потом прослушивают телефонные разговоры, ведущиеся ответственными работниками. 3 процента компаний контролируют переговоры всех занятых. Половина фирм фиксирует номера телефонов, на которые звонят сотрудники, и время разговоров. Более чем в половине фирм за всем тем, что происходит внутри офисов, следят видеокамеры. Около 10 процентов компаний используют систему спутниковой навигации, с тем чтобы в любую минуту определить, где именно находится тот или иной работник.
В докладах подчеркивается, что четыре года назад такой контроль был в несколько раз меньшим. Что это — нездоровое любопытство начальников, покушение на частную жизнь? Необязательно. Стремительное развитие технологий средств коммуникации наглядно показывает, что коммерческие и другие тайны фирмы, ее интеллектуальная собственность, наиболее интересная информация могут запросто проникнуть наружу и молниеносно разойтись по миру. Безответственность, беспечность либо нелояльность персонала доставляют сегодня гораздо больше проблем, чем десять-двадцать лет назад. Именно поэтому корпорации защищаются, как только могут. 35 процентов анкетированных фирм провели в последний год собственные расследования утечек доверительной информации через электронную почту. Провинившимся не было пощады — в каждой четвертой фирме их уволили. А в каждой второй компании наказали выговорами или денежными штрафами.
Кара может последовать даже в отношении высокопоставленных сотрудников фирм. На днях оставил свой пост 70-летний председатель «Боинга» Гарри Стоунсайфер. В распоряжение наблюдательного совета попала его любовно-эротическая переписка по e-mail с любовницей, являющейся к тому же подчиненной. Эти «секреты» в общем-то не нанесли вред компании, но, по мнению совета, они были неэтичными. Не исключено, что могли бы попасть в сеть, что, разумеется, отрицательно сказалось бы на имидже концерна.
Автор: Анатолий Шаповалов
Источник: Российская газета