Неравенство неравенству рознь
Текучка в отделе превышала 30 %, и «натаскивание» блондинок, которых из всех претендентов регулярно отбирал начальник, отвлекало Ольгу от собственной работы. Зато в соседнем отделе продаж даже начинающие менеджеры получали раза в два больше, чем она. О размере их доходов Ольга судила по расходам: «В нашем отделе машина есть только у босса, а у них — у всех!». Разница в зарплатах казалась обидной еще и потому, что работа отдела снабжения, возможно, не так заметна, но крайне необходима для их фирмы: «Почему их менеджеры получают больше наших?» В отделе продаж, видимо, выгодно работать больше и лучше!
Одинаковая зарплата, которую получают Ольга и ее неопытные блондинки — это уравниловка. На какие трудовые подвиги она «мотивирует людей» — всем хорошо известно. Конечно, по своим способностям люди неравны. И к труду по-разному относятся. Существует точка зрения, напоминает, что «человек работает так, как он может, а не так, как ему платят». Рано или поздно «равенство» в оплате лентяев и трудяг приводит к застою и развалу. Значит, «правильные» зарплаты, по определению, должны быть неравными?
Конечно, вот только «неравенство» бывает разным — справедливым и не очень. Александр Литягин, президент ООО «Целевое Управление»,выделяет три случая неравенства: для недоцивилизованных,цивилизованных и суперцивилизованных компаний. В цивилизованных организациях связь между должностью и гарантированной оплатой труда (окладом) упорядочена системой грейдов. Как классы в школе, они разделяют персонал на уровни в зависимости от компетенций. Сотрудники равных должностей, находясь на разных ступенях грейда, получают различную оплату. Продвижение вверх зависит не только от стажа, но и от качества работы по итогам ежегодной аттестации.
В суперцивилизованных компаниях к неравенству окладов добавляются различия и в части премий, переменных выплатах по результатам работы.
Компании, которые обходятся без системы грейдов и ключевых показателей эффективности, г-н Литягин считает недоцивилизованными. В них за равную работу, как правило, больше получают те, кто раньше пришел в компанию, и те, кто морально или физически ближе к руководству.
Непонятно, значит, несправедливо?
Среди российских компаний таких недоцивилизованных — абсолютное большинство. Бывают даже ситуации, когда три «равноценных» менеджера получают $600, $1000 и $1500. Секрет прост: брат руководителя фирмы получает больше, чем герл-френд и «просто» менеджер.
С родственниками или друзьями обычно возникают большие сложности, говорит Геннадий Горин, член cовета директоров ЗАО «Графи»: «Мы в компании давно прошли тот этап, когда приглашали на работу только своих друзей и близких. Обычно с полгода все было хорошо, а потом начинались проблемы: и оставить человека нельзя, и уволить морально трудно». Теперь, по его словам, профессионализм — главный критерий для всех работников, своих и «чужих».
Субъективный подход к политике выплат характерен для компаний, где нет службы персонала (или ее роль крайне невысока), а эти вопросы решает гендиректор. «Редкий руководитель утруждает себя четко прописать на бумаге «правила игры», донести их до каждого, разъяснить, а потом их придерживаться», — замечает Светлана Головатюк, руководитель службы персонала «Группы Компаний Видео Интернэшнл ». Поэтому зарплатная политика обычно непрозрачна, размер выплат приписывается не компетентности работников, а их личным отношениям с начальством. А где «любит — не любит», там обиды и конфликты.
Одной из причин субъективизма в оценке труда, по мнению Сергея Чурюмова, эксперта Международного клуба директоров, может быть организационная недоразвитость компании: «Зачастую в новых фирмах должностные обязанности не регламентированы, нормативная база отсутствует и т.д. Гибель фирмы, растущей без «организационного скелета» неизбежна».
Видимо, как и фирмы, у которой отсутствует осознанная политика по отношению к персоналу. Это, к примеру, проявляется в срочном наборе сотрудников с более высокими, чем у «старожилов» зарплатами. О разнице сотрудники рано или поздно узнают, и это их демотивирует. «Переплата — бомба замедленного действия», — полагает г-н Горин. В компаниях такой шаг обычно объясняют дефицитом кадров, внезапным увольнением ключевых сотрудников или открытием нового проекта. У экспертов версия иная — отсутствие «регулярности» в управлении бизнесом.
Дело, конечно, не только в этом. Многие небольшие компании — в столице и в регионах — заинтересованы во внедрении грейдинга, но пока не могут себе этого позволить, говорит Татьяна Лобанова, партнер ГК «Топ-Менеджмент Консалт». Впрочем, это может быть и другая система, например, разрядная сетка. Главное, чтобы политика выплат была четкой и ясной. «Люди должны понимать, что нужно и что не нужно делать, чтобы получать больше», — полагает Светлана Головатюк.
Именно непонимание того, по каким критериям оценивается работа специалистов, и лежало в основе возмущения Ольги из компании «КРС-Трейд». Не видя связи результатов работы с вознаграждением, она была не способна оценить его справедливость.
Плохо, хуже и совсем ужасно
Без ясных критериев и четко измеримых результатов сотрудник всегда будет считать, что работает он больше, а получает меньше коллег. Поэтому он будет не эффективность своего труда повышать, а обижаться и завидовать. Выход — в целевой системе управления, уверен г-н Литягин: «Правильно расставить цели, отслеживать их выполнение и вознаграждать при их достижении — вот секрет успеха в мотивации сотрудников».
При такой системе всем понятно, кто и почему получает больше; открытость и понятность критериев оплаты позволит желающим, лучше работая, больше зарабатывать. В качестве примера г-н Литягин приводит своих сотрудников: за последний год выполнение ими планов возросло с 70% до 120%. Высокие заработки коллег лишь мотивируют людей работать с большей самоотдачей.
А может, проще засекретить саму тему — кто, сколько и почему получает, тогда и проблем не будет? Допустим, при заключении договора обязать сотрудника молчать под угрозой санкций? «Недальновиден тот авторитарный руководитель, который договаривается о зарплате с каждым работником индивидуально в расчете, что тот под страхом увольнения не проговорится, — считает г-жа Головатюк, — все равно люди поделятся друг с другом». Хотя во многих компаниях вопросы зарплаты и сродни гостайне, доходы коллег легко вычислить — марки автомобилей, часов и мобильников, поездки за границу и т.п. Как только тайное станет явным, вознаграждение прекратит быть не только мотивирующим, но и удерживающим фактором. Люди станут увольняться; кто же будет работать в компании, где не ценят результаты работы и самоотдачу, вопрошает г-н Литягин. Только балласт, профессиональные неудачники!
Выход, похоже, один — вслед за другими пойти по дороге цивилизации, целенаправленно занимаясь оргстроительством и human resources. Любым строительством — здания или фирмы — по мнению Сергея Чурюмова, должен заниматься профессионал, иначе ошибки в проектировании одного элемента могут привести к обрушению всей конструкции. «Нужно ли доказывать, что разработка оргпроекта предприятия или, например, системы управления мотивацией — это задача для специалистов, а глава компании — это заказчик?»
Впрочем, в ЗАО «Графи» вопросами персонала, по словам г-на Горина, успешно занимаются начальники отделов. В компании есть система, регламентирующая зарплату каждого специалиста: оклад и выплаты, определяемые начальником по результатам труда и выполнению индивидуального задания. «Сотрудник понимает: объем продаж не выполнил, в командировку не съездил, короче, недоработал. Значит, зарплата будет ниже, но претензий к более успешным коллегам у него нет». Наличие понятных и четких правил игры — уже достаточное условие избежать конфликтов и раздоров. В компании есть небольшая текучка кадров, позволяющая затянуть «брешь» собственными силами на период поиска нужного сотрудника. «Мы редко переплачиваем», — утверждает г-н Горин.
А может, ну ее, эту «цивилизацию», пусть все недовольные уходят, наберем новые кадры? Да, но проблема в том, замечает г-н Литягин, что «неправильная» система оплаты приводит к текучке среди лучших работников: «справедливость ведь не в том, чтобы платить больше, а в том, чтобы лучшие получали больше». Если в компании остаются самые неуспешные сотрудники, то со временем и она становится плохой.
Автор: Татьяна Юрасова
Источник